Важность простых вещей

Финик

Админ
Телефон
+7(980)659-15-16
Позывной
Финик
Как добиться качественной работы от себя и коллег. Типичные проблемы в ходе ПСР.

Есть профессии, требующие сложных действий в простых условиях. Хирург делает очень сложные манипуляции, но работает он в операционной, где все направлено на создание хороших условий для работы. Спасатель обычно делает простую работу, но в сложных условиях.

Для успешных ПСР необходимо участие руководителя ПСР (РПСР), который выполняет сложную работу в простых условиях, в тепле, за столом, с хорошей связью и ноутбуком. Под его руководством «в поле» работают спасатели, выполняющие простую работу (в работе на отклик или эвакуации из леса нет ничего особенно сложного), но работают они в сложных условиях. В лесу мокро, холодно, комары, труднопроходимая местность.

В этой статье мы сосредоточимся на том, как хорошо делать простую работу. Это не так просто, как может показаться из дома.Что требуется от спасателя в ходе ПСР в лесу? Одновременно много и мало. Для начала надо добраться до района и выйти на маршрут. Далее надо пройти маршрут, работая на отклик. Кроме того, необходимо обращать внимание на возможные следы и улики, а также отмечать свойства местности, включая видимые и слышимые ориентиры, наличие на местности и состояние разного рода линейных ориентиров («линеек»), как то: просеки, дороги, тропы, канавы, ЛЭП.

Вроде бы ничего сложного до тех пор, пока не принимаются во внимание детали.

П Подготовка к выходу на маршрут
Для быстрого и результативного выезда сборы должны проходить быстро, при этом важно ничего не забыть. Для этого мы во время обучения даем списки необходимого снаряжения, насколько возможно стандартизуем снаряжение общественное (аптечки, сирены «гудки» и т. п.). Кроме того, ежегодно обновляются карты в общественных навигаторах, совершенствуются средства оповещения, подготовки и выдачи задач.

В Выезд
Этот этап проходит под руководством координатора ПСР (КПСР), который старается подобрать транспорт и группы таким образом, чтобы минимизировать задержки. Иногда для определения правильного пути подъезда привлекается РПСР. При этом РПСР при постановке задач всегда принимает во внимание маршруты и способы подъезда и отъезда. В некоторых случаях планирование подъездов и отъездов является критичным. Например, при ПСР в районе станции Валя, группы могут приехать и уехать только электричкой – автомобильной дороги к станции нет. В отдельных случаях требуется транспортировка по воде. В этом случае привлекается местный транспорт или используется отрядная лодка. Оптимизация логистики – забота КПСР и руководства отряда.

Р Работа на маршруте
Н Небрежности
Легко быть высоко мотивированным человеком в городе. Уже на входе в ночной лес, бывает, возникает ощущение, что лучше бы ты никуда и не ехал. Потом, вместе с протекающей в одежду и обувь водой, пройденными километрами и преодоленными препятствиями мотивация потихоньку уходит. В конце концов главным мотивом становится желание закончить работу и вернуться к покинутому дивану.

Несколько лет назад мы стали проводить учебные ПСР, а также включили «лесной» выход в программу начальной подготовки спасателей. Учебные ПСР хороши тем, что они полностью повторяют реальные, но мы в деталях знаем ситуацию с обоих сторон. Коллеги, играющие роль заявителей и потерявшихся, видят работы «с той стороны».

Увы, полученная таким образом информация нас расстроила, а не обрадовала. Несмотря на то, что во время инструктажа работа на отклик рассматривается подробно, несмотря на теоретические и практические занятия по ориентированию, качество работы новичков оказалось неожиданно плохим. Типичные ошибки – редкая работа на отклик, пропущенные отклики «потерявшихся», не полностью пройденные маршруты.

В этих ошибках нет ничего удивительного, если трезво посмотреть на то, чего именно мы требуем от поисковых группы. Мы требуем в дискомфортных условиях пройти достаточно длинный маршрут, регулярно останавливаясь и работая на отклик. Если взять средний маршрут в 12 км и поиск потерявшегося с нормальным слухом и голосом, надо остановиться и покричать около 60 раз. И в подавляющем большинстве случаев никакого отклика не будет, что известно заранее. По ходу дела отклик может почудиться, и его придется проверить, что добавит к маршруту еще 1-2 километра. Из нескольких поисковых групп, участвующих в ПСР, успеха может добиться только одна, по понятным причинам. Если спокойно прочитать описание процесса, его можно коротко охарактеризовать фразой «сизифов труд».

Когда шансы на успех невелики, накапливается усталость, работа идет в постоянном дискомфорте, неизбежно возникает небрежность. Выйдя на хорошую дорогу, забывают кричать достаточно часто, «пробегая» 500 метров, вместо положенных 250-300. Начинается работа на отклик в движении, поскольку ожидание отклика начинает восприниматься как бесполезная трата времени.

Бороться с небрежностью помогает опыт. Один реальный отклик в ходе ПСР мотивирует к качественной работе больше, чем любые теоретические и учебные занятия, поскольку человек на собственном опыте убеждается в важности и осмысленности работы. Это одна из причин того, почему мы всячески стараемся ставить старшим поисковой группы (СПГ) опытного спасателя, а в пару давать новичка. К сожалению, так получается не всегда, но год от года внимание к качеству работы, учебные выходы и правильный подбор групп дают эффект.

Технически помогает ставить метки там, откуда вы работали на отклик. Это позволяет точно знать дистанцию от предыдущей отработанной точки, дает ощущение накапливаемого результата.

Важно, что после проверки отклика, который оказался ложным, необходимо возвращение на исходный маршрут в точку, откуда пошли проверять. Если этого не делать, в отработанной зоне могут появляться крайне нежелательные «дырки».

На иллюстрации ниже черным помечен плановый маршрут, зеленым — фактический. На северном галсе группа услышала отклик, пошла его проверять, убедилась, что отклик ложный и вернулась на маршрут по ходу движения. В результате получилась «дырка» (красный кружок). Группа должна была вернуться на маршрут в ту точку, откуда ушла проверять отклик (зеленый пунктир). Тогда «дырки» не будет. Но на то, чтобы вернуться ровно туда, откуда начал, требуется некоторое усилие воли.


pto0jN961AU.jpg


Правильная и неправильная проверка отклика С Сокращение маршрута
Группа, выходя на маршрут, всегда так или иначе ограничена по времени. Кому-то утром на работу, кому-то надо быть дома в определенное время. РПСР не всегда может точно спланировать время, которое требуется на прохождение маршрута. Несмотря на всю доступную информацию ему не видно, насколько труднопроходим тот или иной участок маршрута. Когда группе становится очевидно, что полный маршрут пройти не успеть, встает вопрос, какую часть сократить. Самое правильное в этот момент – связаться с РПСР и согласовать изменение маршрута. Однако это помогает не всегда: если группа звонит тогда, когда единственный вариант — это быстрый выход к машине и возврат, РПСР может только принять такое решение к сведению.

Учитывая возможность сокращения маршрута, РПСР принимает превентивные меры. Во-первых, определяется приоритетная часть задачи, которую надо выполнить всеми силами. Во-вторых маршрут планируется с учетом местности. Если в дальнюю часть района можно попасть по проходимой линейке, так и будет запланировано. Желательно избегать маршрутов, включающих многократное пересечение удобных для движения троп и дорог. По мере накопления усталости, загнать себя в лес с дороги будет все труднее и труднее, а задача РПСР не напрягать участников, а оптимально использовать их ресурс.

Правильное планирование позволяет минимизировать ущерб от сокращения маршрутов, обеспечивая приоритетную отработку дальних и наиболее вероятных зон поиска.

На иллюстрации ниже показано, как правильно обозначить для группы важность осмотра наиболее удаленного района (точка «1») и направить группу сначала туда. В этом случае, даже если маршрут не будет пройден полностью, останется неосмотренной зона, расположенная близко к дороге и поэтому более доступная. Если группа начинает работать на отклик галсами от дороги, велик шанс, что самая важная часть маршрута останется непройденной.


YS5FULHGDo4.jpg


Определение приоритета при постановке задачи И Изменение маршрута
В задачу поисковых групп входит поиск следов и улик. Обнаруженная в лесу вещь, принадлежащая потерявшемуся — это веское основание перепланировать работу. В безлюдных местах даже свежие окурки, сигаретные пачки, обертки от конфет могут быть важны для поиска. Не менее важны метки, оставляемые потерявшимся (сломанные ветки, привязанные к кустам полоски ткани и т. п.). Кроме меток могут встретиться следы, места ночевок и остановок.

Основная проблема, связанная со следами и уликами — это их ненадежность. Сломанная ветка могла быть сломана случайно другим человеком или животным. Окурок мог оставить лесник, найденные на месте шапочка или лукошко не обязательно принадлежат потерявшемуся, которого мы ищем.

То же относится и к особенностям местности. Велик соблазн, дойдя по тропинке до заболоченного бурелома, сказать себе: «Сюда бабка точно не пойдет», — и бурелом обойти. Или наоборот, увидев соблазнительную тропинку, пойти ее проверить, оставив запланированный маршрут в стороне.

После того, как в нескольких случаях задачи были изменены столь творчески, что их пришлось работать заново, мы стали акцентировать требование согласовать изменение маршрута с РПСР, а в случае отсутствия связи принимать решение ответственно и впоследствии обосновывать такое решение.

Бывают и совсем очевидные случаи, когда группа наталкивается на препятствие, которого никто не ожидал. Так, однажды группа вышла на строящуюся трассу Москва-Петербург, которой не было ни на карте, ни на спутниковых снимках, поскольку строительство шло быстро и просека шириной около 100 метров с насыпью посередине оказалась для группы и РПСР сюрпризом. В этом случае изменение маршрута не только оправдано, но и необходимо.

Любые сокращения и изменения маршрута становятся видны РПСР либо прямо в ходе работ (если используются трекеры), либо немедленно после возвращения группы, когда сдается отчет о выполненных работах.

Э Эвакуация
Про оказание помощи и эвакуацию будет отдельный текст. Сейчас замечу, что эвакуация тоже требует тщательности. Решения, которые кажутся простыми, не всегда дают хороший результат. Так мы однажды уронили потерявшегося, когда сучок проткнул одеяло спасателя, на котором его эвакуировали и одеяло мгновенно порвалось на две части. Было это много лет назад, но выводы из этого эпизода остаются актуальными: эвакуация требует аккуратности и использования правильного снаряжения.

О Отчеты
7 утра, вы вернулись из леса, где провели всю ночь. Засунули в стиральную машину кипу грязной одежды. Поставили сушиться обувь. Очень хочется спать, ну или надо идти на работу. Но если вы СПГ, то вам не повезло. До того, как вы сможете сделать что-то еще, надо написать отчет. За своевременность получения отчетов идет постоянная борьба между усталыми спасателями и злыми РПСР. Для РПСР пройденный трек и описание района критически важны. Без них трудно планировать работу следующих групп. Для СПГ, который только что в точности пропахал выданный ему маршрут, отчет выглядит некоторой формальностью. Тут в ход идет известный комплект из правил, уговоров и требований, который позволил нам сократить задержки с получением отчетов до вполне приемлемых величин.

Исключением являются успешные ПСР, по которым сдача отчетов иногда затягивается на несколько дней. Тем не менее, даже в этом случае отчеты обязательны, поскольку пройденные треки и описание особенностей местности полезны для следующих ПСР в том же районе, так что отчеты сдавать приходится даже в этом случае, хотя и не так срочно.

Александр Хайтин,
командир ПСО «Экстремум»
 
Сверху