Инструменты поиска

Финик

Админ
Телефон
+7(980)659-15-16
Позывной
Финик
Как ищем: работа на отклик, собаки, сирены, БПЛА, оповещение.
Р Работа на отклик
Наш главный инструмент. На словах все очень просто: покричал, услышал ответ, пошел и нашел. Как и в любом деле есть важные детали.
В основе работы на отклик лежит бесспорный факт – в лесу звук распространяется значительно дальше, чем на дистанцию прямой видимости. Для поиска человека с нормальным слухом и голосом мы уверенно считаем, что за 250 метров потерявшийся услышит нас, а мы услышим его. 250 метров — это достаточно надежная дистанция. Наибольшая замеренная дистанция отклика гораздо больше, немного более 2 км. Отклик на дистанции в 1-1,5 км — не уникальное событие.
Ключевое понятие в планировании работы на отклик — это «галс». В контексте ПСР под «галсом» понимается расстояние между траекториями, пройденными группами с небольшой разницей во времени.
На картинке ниже черным нарисован путь первой поисковой группы (ПГ), а синим — путь второй ПГ. Рыжие стрелки — это галсы. А «зеленая» стрелка — галс, если группы работали синхронно, и не галс, если группы работали в разные дни. Разница в том, что потерявшийся мог переместиться из одного места в другое, не услышав спасателей. Поэтому лучше, если на ПСР приезжает сразу несколько групп. Это снижает риск того, что по стечению обстоятельств потерявшийся убежит от спасателей.

O7dHxe5jxdY.jpg



Что такое галс
Исходя из консервативной оценки слышимости в 250 метров, мы планируем галсы в 500 метров. Грубый расчет показывает, что на 1 км кв. потребуется 2 км пути, если выбрать маршрут оптимально.

pc2y_UwYQdY.jpg



Схема закрытия зоны на отклик
Галсы можно делать более плотно, если есть информация о сниженном слухе у потерявшегося.
Работа на отклик существенно осложняется в ветреную погоду. В сильный ветер она практически не имеет смысла.
Звук обычно лучше распространяется ночью, поэтому ночная работа на отклик часто дает хорошие результаты. Тут, однако, важно учитывать, сколько времени потерявшийся уже провел в лесу. Первая ночь обычно бессонная, работа на отклик имеет высокие шансы на успех. Начиная со второй и тем более с третьей ночи, потерявшиеся спят и легко пропускают крики спасателей. Поэтому чем больше срок нахождения потерявшегося в лесу, тем менее эффективна ночная работа на отклик.
Когда дело доходит до реальных задач, зоны редко бывают правильной формы. Во внимание приходится принимать наличие линейных ориентиров, свойства местности, приоритетность отработки тех или иных мест.
Вот пример условной задачи во вполне реальном районе.

NYxNYUoRISM.jpg



Зона поиска и маршрут с максимальным использованием троп, дорог и просек
Зона ограничена с северо-запада лесовозной дорогой, с севера просекой с колеей и тропой, с востока старой лесной дорогой. С юго-запада открытым болотом, на юго-востоке естественных ориентиров нет, но там берег болота вплотную подходит к дороге. Площадь зоны составляет 2,78 км кв. К сожалению, к зоне поиска нет подъезда, так что на подход и отход пришлось заложить 5,5 км пути. Еще 8,8 км потребуется для тщательной проработки зоны на отклик. Общая длина маршрута 14,3 км, что с учетом дорог вполне нормально.
Маршрут начинается с северной части, поскольку там хорошая дорога и группа потратит меньше сил на подход к зоне поиска. Далее маршрут идет на восток по просеке (просека видна на топографической карте и просматривается на спутниковом снимке). Потом будет крюк на юг по просеке и возврат севернее по канаве. Практически всегда идти по линейному ориентиру проще и быстрее, чем по азимуту через лес. При этом дважды идти по одному и тому же пути бессмысленно – зона уже проработана. Если есть возможность хотя бы немного сместиться, ее надо использовать.
Далее работа продолжается по просекам и дорогам. Теоретически можно было бы сэкономить 500 метров, не выходя на восточный край зоны, но 250 метров по тропе гораздо проще, чем 1 км по лесу по азимуту.
На севере осталась «дыра», которую надо закрыть. К этому моменту группа уже устанет и гонять людей по азимуту не стоит. На длинных маршрутах это провоцирует недовыполнение задачи. Поэтому в порядке исключения надо пройти 300 метров по дороге на запад и вернуться обратно на маршрут. Далее выход по дороге на север. Работа на отклик при этом продолжится, что позволит «на всякий случай» проработать еще небольшой участок района.
Работа на отклик начинается с момента выхода из населенной местности и завершается в момент входа обратно в населенную местность. Мы неоднократно находили людей ближе к жилью, чем ожидалось изначально.
Технически работа на отклик не выглядит сложной. Однако в ходе учений и тестов выявились типичные ошибки, которые необходимо предотвращать. Что это за ошибки?
  • Слишком редкая работа на отклик. Группа может двигаться по хорошей дороге или наоборот преодолевать труднопроходимую местность и ошибочно оценить момент, когда пора снова кричать и слушать. Чтобы надежно прокричать район, надо кричать и слушать каждые 200-250 метров. Достаточно несколько раз пропустить нужную точку, чтобы в зоне поиска остались «дырки» (см. рисунок ниже). Избежать этого помогает простановка метки на навигаторе в той точке, откуда группа работала на отклик;

LfGTZKemzWQ.jpg



Сверху — слишком редкая работа. Снизу — нормальная
  • Работа на отклик в движении. Спасатели могут кричать громко, могут применять разные средства (сирены, гудки и т. п.). Однако потерявшийся редко может ответить так же громко. Поэтому важно не только правильно кричать. Важно правильно слушать, чтобы услышать тихий отклик. Для этого надо в момент работы на отклик избегать лишнего шума. В лесу это значит стоять на месте. Встали, покричали, подождали 15-20 секунд, пошли дальше. Почему 15-20 секунд? Чтобы крик спасателей успел дойти до потерявшегося (скорость звука 300 м/с), тот успел крикнуть и его отклик дошел до вас. За 15 секунд звук пройдет 2х2 км, и еще немного времени останется потерявшемуся, чтобы крикнуть в ответ;
  • Использование головных уборов, закрывающих уши. Уши, бывает, мерзнут, но слушать надо с открытыми ушами. И с приоткрытым ртом (это обостряет слух). И молча — никаких разговоров между криком и началом движения;
  • Попытки работать на отклик с машины или с квадроцикла. Много раз пробовали – не работает. Первые несколько километров водитель честно глушит двигатель, дает ушам привыкнуть к тишине и кричит. В итоге скорость движения падает настолько, что мотор перестают глушить. Скорость движения растет, но толку от такой «работы» никакого;
  • Две крайности с проверками отклика. Первая крайность — это готовность бегать проверять галлюцинации. Спасатели хотят услышать отклик, многократно и тщательно вслушиваются в лес. В таких условиях неизбежно начинаются галлюцинации. Работа в паре позволяет их отсеять. Когда вам что-то послышалось, вы спрашиваете напарника, слышал ли он что-то (не уточняя, что именно). Если он слышал примерно то же, что и вы, надо проверять. Если он не слышал, проверять надо только то, в чем вы уверены. При этом слух у людей разный и, если вы уверены, что слышали что-то стоящее проверки – настаивайте. Вторая крайность – нежелание уходить с маршрута и проверять слабый и нечеткий отклик. Обычно это характерно для завершающей части длинных и тяжелых маршрутов, когда уже хочется скорее закончить и выйти к машине. В этом случае остается полагаться на выносливость и сознательность.
Неподготовленные люди без опыта (в первую очередь родственники) работают на отклик плохо и ненадежно. В некоторых случаях, двигаясь группой, кричат вразнобой, заглушая отклик потерявшегося. В других случаях ходят по лесу практически молча. Поэтому за родственниками зоны приходится перепроверять.
Из технических средств применяются носимые гудки и мегафоны, однако они несколько глушат спасателей в отличие от собственного крика. Подача сигналов выстрелами в расчете на отклик — это плохое решение: выстрел глушит стрелка и людей рядом с ним слишком сильно.
С Собаки
Для поиска потерявшихся, которые могут не откликаться, активно применяются собаки поисково-спасательной службы (ПСС). Не откликаются:
  • Маленькие дети;
  • Глухие;
  • Потерявшиеся, у которых серьезные проблемы со здоровьем (без сознания, диабетики с глубокой гипогликемией и т. д.);
  • Люди с психическими отклонениями или в сильной деменции.
Для всех этих людей расчет ПСС — это практически последняя надежда. Альтернативой кинологам является прочес, требующий много ресурсов и поэтому редкий в нашей практике.
За один выезд кинолог может отработать около 0,7 км кв. Это достаточно тяжелая работа, требующая большого внимания к поведению собаки. Напарник кинолога берет на себя навигацию и радиосвязь, высвобождая внимание кинолога для работы с собакой.
Расчет проходит зону галсами в 50 метров. Точку старта и направление работы выбирает кинолог. Обычно стараются работать, двигаясь навстречу ветру, чтобы запах наносило на собаку.
Хорошо идет работа ночью, когда в лесу меньше людей.
Крайне нежелательно использование кинологических расчетов рядом с дорогами с оживленным движением: это опасно для собаки и очень напрягает кинолога. Помойки, другие собаки и населенная местность немного отвлекают собак, но препятствием к работе не являются.
Обнаружив потерявшегося, собаки обозначают его лаем, кинолог с напарником ломятся на лай и обнаруживают собаку и потерявшегося. В случае, если человек не обнаружен, рассматриваются треки вожатого и собаки: бывает, что по ним видно направление, куда собаку «тянуло», и это позволяет скорректировать задачи следующих групп.

S5XWcr8PJ0s.jpg



Трек кинологического расчета с аттестации
В свое время мы потратили несколько лет на попытки приладить к поискам потерявшихся работу собак по следу, но в итоге не нашли тактического применения. Шансы оказаться на месте, где надо идти след, раньше, чем через 8-12 часов, ничтожно малы, а следы такого возраста в минимально людной местности уже не проходятся. Если вдруг у вас есть собака, которая может пройти след 12-часовой выдержки и длиной в километр или больше, мы будем рады организовать тест и потом применять такой расчет на ПСР.
З Звуковые маяки (сирены)
У нас в эксплуатации кроме легких мегафонов и гудков, которые используются при работе на отклик, есть два вида звуковых маяков: средние и большие. И те, и другие были спроектированы для работы на море и в карьерах и дают крайне мощный звук. Средние пробивают около 5 км леса, а большие — до 8 км. Все сирены состоят из собственно сирены, блока управления и аккумуляторов. Блок управления позволяет автоматически подавать сигналы по таймеру, несколько секунд с последующим перерывом. Аккумуляторов хватает на 6-8 часов такой работы.
Более подробно про техническую сторону вопроса можно почитать тут: https://vk.com/@extremum-tehnologii-primeneniya-siren-istoriya-primeneniya-siren-v-sp

N3zL_9_6nNc.jpg



Средняя и большая сирены
Средние сирены относительно мобильны, поисковая группа может занести их в лес. Большая сирена переноске вручную не подлежит.
Сирены мы используем двумя способами.
Д Для локализации потерявшегося на связи
В этом случае производится предварительная локализация по описанию. Далее на место выдвигается группа с сиреной. Добравшись до места, она связывается с потерявшимся и дает «залп». Если потерявшийся слышит сирену, его просят запомнить силу и направление звука. Для того, чтобы запомнить направление, просят положить на землю ветку в сторону звука. После этого группа переезжает на некоторое расстояние и дает второй сигнал. Снова запрашивается сила звука и направление относительно предыдущего. По описаниям вроде «сильнее и справа» уточняется локализация. Уточнив локализацию, группа заходит в лес и либо еще несколько раз работает с сиреной, либо оставляет сирену в машине и работает на отклик.
Ниже пример такого сценария «по мотивам» реальных ПСР. Предварительная локализация «восточнее дороги 41К, южнее массива садоводств». Первый «залп» из точки (1) на юго-восток-восток. Потерявшийся то ли слышит, то ли нет. Направление определить не может. Второй сигнал из точки два на юго-восток. Потерявшийся слышит сирену лучше, примерно определил направление. Третий сигнал из точки (3) на юго-восток-восток. Потерявшийся снова слышит сигнал, причем левее предыдущего. Определена примерная локализация. Группа ушла с дороги в лес, еще один сигнал подтвердил локализацию, и потерявшийся был найден на отклик.

pTHqzZnNH5g.jpg



Использование сирены для локализации Д Для вывода на сигнал без связи
Намного более редкое применение. В случае значительного массива леса и крайнего недостатка сил можно поставить сирену в одной точке и включить на регулярную подачу сигналов. Большая сирена пробивает лес на 5-8 км. Звук сирены побуждает потерявшегося двинуться в сторону звука. Учитывая скорость движения в 500-700 метров в час, сирена работает на месте от 8 до 12 часов.
В нескольких случаях достоверно известно, что движение на звук сирены позволило потерявшимся выйти к людям. В одном случае, двинувшись на сирену, они пересекли дорогу, в другом подошли к краю леса и услышали работающий на поле трактор, которого из глубины леса было не слышно.
Такой способ применения рискован, поскольку может завести потерявшегося в труднопроходимое или вовсе непроходимое место, поэтому выбор места расположения звукового маяка требует серьезного внимания руководителя ПСР.
К Как нельзя использовать сирены
Очень плоха идея использовать сирену в движении. Это дезориентирует потерявшегося и осложняет его состояние, вызывая метания по району и сомнения в правильности направления движения. Нам известно как минимум два случая, когда неправильное использование в конце концов закончилось обнаружением тела. Безусловно невозможно провести прямую причинно-следственную связь между способом применения сирен и печальным исходом, но в обоих случаях местонахождение тела наводило на подозрения о том, что человек метался в попытках выбрать направление.
Старый случай, происшедший вне РФ. Человек заблудился в лесном массиве между двумя дорогами. По одной дороге ездила с сиреной полицейская машина, по другой — пожарная. В середине лесного массива поочередно были слышны обе сирены, причем все время с разных сторон. В конце концов в средней части зоны поисков было найдено тело. Что именно произошло и повлияло ли неправильное использование сирен, мы уже не узнаем, но то, что оно не помогло — это точно.

iyB6LKiowZ8.jpg



Неправильное использование сирен. Красная сплошная — движение пожарных, красная пунктирная — слышимость пожарной сирены. Синим то же самое для полиции.
Сирены на автомобилях в целом не очень хороши для ПСР. Они достаточно направленные и при неудачном расположении автомобиля слышны только на небольшом расстоянии. Еще хуже дело с автомобильными гудками. Если ничего лучше нет, автомобиль, подающий сигналы, надо развернуть примерно в сторону потерявшегося и давать регулярные сигналы по 10 секунд каждые 1-2 минуты. Занятие нудное, но это гораздо лучше, чем погудеть и уехать.
Подача сигналов выстрелами может использоваться аналогично применению сирен, но люди с ружьями обычно крайне нетерпеливы и не склонны к методической работе, поэтому мы, в среднем, пытаемся отговорить от подачи сигналов выстрелами. К сожалению, чаще всего стреляют из разных мест без ясной идеи о желаемом поведении потерявшегося. Исключение — потерявшиеся на связи в хорошо знакомых стрелку местах. В роли такого стрелка чаще всего выступает лесник или егерь. В этом случае шансы на успех существенны.
Б БПЛА
Использование БПЛА в ходе ПСР выглядит многообещающим. Однако для успешного практического использования требуется совмещение многих факторов:
  • Дальность действия БПЛА и доступность места старта для автотранспорта;
  • Наличие и доступность подготовленной команды, осуществляющей запуск и управление;
  • Отработанная тактическая схема применения.
Начинали мы с БПЛА самолетного типа с видеокамерой. Однако ограниченная дальность, существенные требования к операторам, месту взлета и посадки, привели к тому, что дальше испытаний дело не пошло. Тем не менее на основе этого опыта стали понятны основные требования по грузоподъемности, дальности, способу применения.
В 2018 году у нас появился тяжелый БПЛА вертолетного типа (октокоптер) в двух вариантах: с видеокамерой/тепловизором и с комбинированным светошумовым сигналом. Оба варианта были опробованы на ПСР. В результате выявилась ключевая проблема: низкая надежность аппарата при крайне высокой стоимости. При этом результаты использования БПЛА с сигналом для быстрой локализации потерявшихся на связи оказались удачным.
В то же время использование видеокамеры/тепловизора упирается в необходимость внимательного просмотра большого объема однообразных видеоматериалов. Коллеги из «Лизы Алерт» (ЛА) пробуют решить эту проблему краудсорсингом. Мы пока рассчитываем на опытных операторов и на то, что в некоторой перспективе удастся разработать автоматическую систему предварительного распознавания образов. Однако все эти перспективы могут приобрести практическое значение только в случае существенного повышения надежности БПЛА. Без этого постоянный риск потери дорогостоящего аппарата существенно ограничивает практическое использование и даже тщательное тестирование.
А Авиация
Опыт ВПСО «Ангел» вдохновляет нас на сотрудничество с малой авиацией. Но практика показывает, что для успешного применения авиации требуется подготовка и тренировка как пилотов, так и наблюдателей. Пока что нам не удалось преодолеть стартовый барьер. Барьер состоит в том, что для успеха поиска требуется лететь низко и медленно, имея на борту подготовленного наблюдателя. Тогда будет успех, который стимулирует дальнейшую работу.
Пока у нас происходят эпизодические вылеты, во время которых пилот летит высоко и быстро, а наблюдатель недостаточно тренирован. Результатов от таких вылетов нет, и они скорее демотивируют участников.
Тем не менее, нам не впервой преодолевать такие барьеры, так что мы продолжаем работу и рассчитываем наращивать эффективность привлечения и применения авиации. Уже есть случаи успешной эвакуации, понятно, что надо делать дальше. Отдельное спасибо хочется сказать ВПСО «Ангел», которые помогают нам выстраивать правильную практику поиска с воздуха.
О Оповещение
Очень нужная задача для поиска. В лесу люди ценят приватность и не склонны подходить к другим людям, давая им возможность побыть в одиночестве. Потерявшийся может сидеть на пеньке в достаточно людном по лесным меркам месте, и другие люди, заметив его издалека, скорее обойдут, чем будут подходить и предлагать помощь. Информация о том, что в лесу есть заблудившийся человек, меняет такое поведение и существенно повышает шансы на то, что случайные люди найдут и выведут потерявшегося из леса.
В части оповещения мы полагаемся на родственников и другие организации («Питер-поиск», ЛА). Правильное оповещение — это отдельная работа, которой мы пока что не занимаемся – нельзя заниматься всем сразу.
П Прочес
Крайне редкий для нас способ поиска. Большая часть прочесов, которые проводились сводными силами, была крайне неэффективна. Особенности местности и недостаточная дисциплина участников в большинстве случае превращают прочес в формальность.
При внешней простоте прочес — это достаточно сложная работа, требующая знаний и дисциплины. Суть прочеса очень проста — двигаться так, чтобы каждый в цепи видел ноги соседей слева и справа. В реальном лесу расстояние между людьми должно быть не более 5-7 метров. Если лес порос папоротником, который надо раздвигать, то 3 метра. И цепь не должна рваться, несмотря на канавы, выворотни и прочие препятствия. На 9-10 человек в цепи ставится один старший, следящий за работой чуть сзади. При разрыве цепи из-за непроходимого препятствия, цепь останавливается, разорванный участок перестраивается за препятствием и все продолжается дальше.
Группа из 10 человек закрывает полосу 50 метров. Скорость движения не более 1,5 км в час, скорее 1 км в час. На качественное закрытие одного квадратного километра такая группа потратит до 20 часов. То есть либо нужно очень много людей, либо обоснованный выбор совсем небольшого участка.
В то же время это один из двух способов обнаружения потерявшегося, который не откликается. Второй способ — применение собак ПСС, является для нас приоритетным.
Александр Хайтин,
командир ПСО «Экстремум»
 
Сверху