Система мобилизации и логистики

Финик

Админ
Телефон
+7(980)659-15-16
Позывной
Финик
Дежурства, транспортные группы, переброска сил и все то, что находится между городом и лесом.
Руководителю поисково-спасательных работ нужны в лесу люди и снаряжение. Просто люди. Люди с собаками. Люди с сиренами. Люди с носилками.
Мечта РПСР достаточно близка к сказке «Трое из ларца» с заменой «трое» на «пятьдесят». К сожалению, мечты сбываются редко, и пока что именно эта мечта не сбылась ни разу.
Для того, чтобы в лесу появились правильные люди с правильным снаряжением, должна произойти длинная и не всегда тривиальная цепочка действий.
В практике аварийно-спасательных формирований (АСФ) легко выделяются два подхода к обеспечению ресурсами: дежурство и мобилизация. Силы, выделенные на дежурство, находятся в постоянной готовности к выезду. На дежурстве не может быть больше 1/4 всех сил. Кто-то отдыхает, кто-то учится, часть оборудования на ремонте или техобслуживании. Дежурства используются в повседневной практике штатных АСФ. У всех на виду дежурства пожарных, которые выезжают по вызову практически немедленно.
Мобилизационная схема используется тогда, когда сил, выделенных на дежурство, недостаточно. Пока на месте работают дежурные смены, производится оповещение тех, кто занят другими делами или отдыхает. Получив информацию о необходимости включиться в аварийно-спасательные работы (АСР), люди прибывают к месту мобилизации (для штатного АСФ это, собственно, база или часть), экипируются и выдвигаются на АСР. Мобилизация занимает достаточно длительное время, зато позволяет задействовать в АСР максимум доступных ресурсов.
Изобрести что-то кроме дежурства и мобилизации непросто, поскольку задача решалась военными и спасателями со времен Римской империи, если не раньше. В своей практике мы используем как дежурства (в частности, смена АПП дежурит в пожарной части, спасатели, обеспечивающие безопасность мероприятий, дежурят на мероприятии), так и мобилизацию: мобилизуются группы и транспорт на ПСР, мобилизуются люди на спасение животных.
Специфика волонтерства, однако, накладывает на управление ресурсами существенный отпечаток. Специфика состоит в том, что у добровольных спасателей, кроме спасательной деятельности и отдыха, есть еще другая работа. Чаще всего это пятидневка, иногда работа со свободным графиком, иногда контрактная работа. Наличие этой «другой», а вообще-то основной работы сразу уничтожает возможность применить простые решения типа «сутки через трое».
Дальше мы оставим за кадром дежурства АПП и дежурства на мероприятиях, а также привлечение спасателей на спасение животных и сосредоточимся на ПСР.
Основной источник сложностей при мобилизации людей на ПСР — это неопределенность. Мы не знаем, будут ли сегодня заявки, в каком районе, сколько, по какому количеству случаев потребуется выезд. Однажды ко мне в гости приехала коллега из Латвии с целью поучаствовать в ПСР. Мы выбрали неделю в самый сезон. За неделю было две заявки, и только одна из них потребовала выезда. Было это давно, в последние годы о таком затишье можно только мечтать, но все равно мы не можем предсказать, когда и куда придется ехать.
Для повышения оперативности регулярно предпринимаются попытки организовать дежурство «группы быстрого реагирования» в сезон, но пока что эта схема так и остается исключением из правил. Мало кто хочет сидеть в готовности к выезду, который случится неизвестно когда, неизвестно куда и случится ли вообще.
Даже когда удается такую группу быстрого реагирования собрать и поставить на дежурство, она может выехать на один ПСР, а ПСР обычно идут группами.
Поэтому основной схемой привлечения ресурсов для нас является мобилизационная схема. Мобилизация состоит из нескольких этапов
1) Включение в систему. На этом этапе человек регистрируется в нашей информационной системе и указывает, какие задачи он готов решать. Основные задачи — это участие в поисках и транспорт. В информационной системе фиксируется информация о квалификации, типе и вместимости автомобиля, если он доступен, наличии снаряжения. Как и в любой системе, данные постепенно устаревают. Многие люди после регистрации теряют интерес к продолжению сотрудничества. Чтобы не вести базу данных «мертвых душ», мы удаляем данные о тех, кто в течение длительного времени не обновлял данные и не откликался на рассылки.
Для того, чтобы от регистрации в системе была практическая польза, необходимо пройти вводный курс обучения (4 часа), без этого привлечение к ПСР невозможно.

tSUYzMlcYYc.jpg



Карточка спасателя в информационной системе
2. Виртуальное дежурство. В сезон, когда вероятность ПСР весьма велика, те, кто имеет возможность выехать на ПСР в ближайшие несколько дней, отмечают свою готовность в информационной системе и/или на форуме. Каждый год у нас открывается бесконечная тема «Ресурсы 2018», «Ресурсы 2019», в которой отписываются те, кто может участвовать, указывая ограничения и специфику. Там же дежурные координаторы ПСР (КПСР) подбивают баланс ресурсов и отмечают их использование. Публичность этой деятельности повышает активность спасателей. Читая тему, вы можете наблюдать развитие событий, иногда драматическое. Наблюдение за драмой затягивает, и коллеги включаются в работу.

L2wd5Npr5fQ.jpg



Фрагмент темы «Ресурсы 2019» на форуме
keCeFwf71kI.jpg



Доступные и использованные ресурсы
3. Активное оповещение. Если на текущие ПСР хватает коллег, входящих в группу быстрого реагирования (если она есть) и тех, кто находится на виртуальном дежурстве, дополнительного оповещения не требуется. КПСР оповещает тех, кто доступен, комплектует транспортные группы и отправляет людей на ПСР. Однако по мере исчерпания доступных ресурсов приходится обращаться к другим средствам.
Если дежурный РПСР видит, что ресурсов ему недостаточно, он просит КПСР провести рассылку. Основным инструментом рассылок сейчас для нас стал Telegram. Раньше активно использовались СМС, но борьба операторов за то, чтобы брать деньги за все, что движется, привела к тому, что любая рассылка трактуется ими как рекламная. В конце концов, после двух лет поисков выхода, от СМС мы отказались. Печально, но это снизило эффективность оповещения.
Важную роль играет текст оповещения. Чем больше рассылок проходит в день, тем меньше эффект от каждой из них. Поэтому важно написать текст так, чтобы он нашел отклик у людей, которые могли только вчера вернуться с ПСР и у которых накопились дела дома и на работе. Придумывание текста рассылок – творческая работа.
«Высокий риск, хорошая локализация, есть короткие задачи!».
Я бы поехал ?.
Чтобы рассылки работали, должна быть информация о ходе и сути ПСР. Людей вдохновляют осмысленные задачи, поехать на ПСР, по которому есть история, психологически проще, чем на абстрактный номер без каких-то осмысленных вводных.

_Bc2TIUUH2E.jpg




Получив сообщение, спасатели на него отвечают. На каждую рассылку КПСР получает ответы: «Не могу», «Могу сейчас и до 7:00», «Могу завтра с утра» и так далее и тому подобное. Если не хватает каких-то специфических ресурсов (кинологов, транспорта, старших поисковых групп), рассылки проводятся по соответствующим спискам, тексты их меняются.
Так или иначе, КПСР оказывается между запросами РПСР с одной стороны и доступными для использования ресурсами с другой. В этот момент начинается нетривиальная работа по оптимизации людей, транспорта и маршрутов.
В конце концов в район ПСР должна попасть комплектная группа или несколько. В каждой из групп обязательно должен быть старший с необходимой квалификацией и навигационное оборудование. В зависимости от задач с собой должно быть снаряжение, собаки.
При этом начинается все с того, что люди, транспорт и снаряжение разбросаны по городу (при этом у всех спасателей разные ограничения по времени).
До некоторой степени нам помогла централизация хранения «тяжелого» снаряжения, в частности сирен. Однако при интенсивном использовании они часто остаются на руках у спасателей, которые только что вернулись. Кроме того, необходимо заряжать аккумуляторы, без которых сирены бесполезны. Поэтому сирены координаторы «пасут» постоянно, чтобы всегда знать, в каком месте и в каком состоянии они находятся. Напоминают о необходимости их зарядить, организуют доставку на базу.
Для «легкого» снаряжения (навигаторы, радиостанции, носимые пневмогудки) эффективны прямо противоположные меры: такое снаряжение мы по большей части раздаем активным участникам ПСР, которые следят за его состоянием и используют на ПСР. Наличие снаряжения на руках позволяет сэкономить на визитах на склад и обратно.
Несмотря на все усилия, иногда приходится тратить достаточно много времени, чтобы заехать и забрать снаряжение.
Когда КПСР завершает планирование логистики, он отдает указания кому, куда и за кем ехать. На сбор группы уходит от 30 минут до нескольких часов.
КПСР несет ответственность за то, чтобы отслеживать движение участников ПСР от дома до места ПСР и от места ПСР обратно домой. Перемещения и пробеги транспорта фиксируются в информационной системе, как и многое другое. С момента прибытия в район ПСР и до момента отбытия оттуда ответственность за группу несет РПСР.

6twMwOQ_bdM.jpg



Отметки о движении группы, начиная с выезда в сторону места ПСР и заканчивая возвратом домой
Бывают крайне нетривиальные логистические задачи: одна группа завозит другую на начало линейного маршрута, а по завершении этого маршрута группу забирает отдельный водитель. Чаще всего водитель участвует в ПСР как спасатель, поэтому по возвращении с ПСР ему тяжело развозить участников по домам. Еще тяжелее участникам ПСР после тяжелого маршрута пользоваться общественным транспортом. В таких случаях мы стараемся привлекать подменных водителей, которые смогут встретить группу на въезде в город и развезти усталых спасателей по дома.
Так же, как во всем остальном, мы постоянно ищем способы улучшения мобилизации ресурсов. Так, выяснилось, что длительное ожидание в состоянии готовности демотивирует людей настолько, что они начинают реже записываться на виртуальные дежурства и хуже откликаются на рассылки. Задержки возникали, поскольку РПСРы привычно экономили ресурсы, откладывая выезд до последнего.
Наиболее типична ситуация с выводом по телефону: локализация есть, потерявшийся вроде идет, хотя успех не гарантирован. Группы, готовые к выезду, иногда мариновали полдня, до заката, после которого становилось ясно, что потерявшийся не выйдет. И вот тут группу надо бы отправить, а люди уже переключились на другие дела и отправлять некого. Теперь мы стараемся отправить группу на первую осмысленную задачу, а если она вдруг отвалится (потерявшийся вышел, например), переключать на другие задачи. Иногда задача меняется несколько раз. То есть ты выехал на один ПСР, с полпути свернул на другой и потом еще раз на третий. В наиболее интенсивные дни некоторые группы успевали решить две короткие задачи на разных ПСР. Такой подход к использованию ресурсов также позволяет уменьшить влияние пробок на дорогах – группы оказываются ближе к месту ПСР, чем если бы они сидели в городе.
Из забавных рекордов: в один чудесный осенний день группу (двух человек на машине) перебрасывали с ПСР на ПСР раз семь — стоило им доехать до места, потерявшиеся выходили из леса сами или их находили другие спасатели. Наконец вечером они отправились в город; но стоило им приехать домой, как им позвонила координатор и слезно попросила съездить во Всеволожский район, где потерявшиеся никак не могли преодолеть глубокую канаву, отделяющую их от дороги. Грустно вздохнули, поехали, обнаружили, что до дороги всего метров 20, но канаву неподготовленному человеку и впрямь перейти сложновато, и вывели потерявшихся в обход. Надо сказать, в тот день это была не единственная группа, мотавшаяся по области с задачи на задачу.
Для отслеживания перемещений применяются онлайн-трекеры, которые бывают в виде отдельной автономной коробочки, периодически передающей координаты в информационную систему, и в виде программы на смартфоне, которая делает ровно то же самое. Это помогает частично разгрузить КПСР и иногда РПСР, позволяя им видеть, кто где находится.

n-9XvkbvDFk.jpg



Список транспортных групп (все группы уже вернулись домой)
Иногда добавляются неожиданные сложности: машина сломалась или застряла, группа задержалась на маршруте. Приходится снова складывать пасьянс из людей и машин сначала.
Еще одной задачей является подсчет пробега. Мы стараемся компенсировать активным участникам ПСР затраты на топливо, для чего надо знать, кто сколько проехал.
Вся эта невидимая работа в конце концов материализуется появлением на месте спасателей. Иногда это суровые мужики на внедорожнике. Иногда девушки на Матизе. Но это те, кто подходит для решения задачи, имеет нужную квалификацию и снаряжение.
Кстати, доставка групп — это та область, в которой нам постоянно нужна помощь. Если вы хотите содействовать ПСР и у вас есть автомобиль, в который вы готовы загрузить спасателей и отвезти их к месту ПСР или обратно – регистрируйтесь в базе, вы нам очень нужны ?. Суммарный пробег автотранспорта за год приближается к 100 000 км. Будем рады его разделить.
Александр Хайтин,
командир ПСО «Экстремум»
 
Сверху